Театральная жизнь провинции. Территория современной Ленинградской области с XVI до начала XX века

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ленинградская областная универсальная научная библиотека предлагает вашему вниманию библиографический указатель «Театральная жизнь провинции в дореволюционный период (на территории современной Ленинградской области), посвященный распространению драматического искусства в данном регионе.

Театр всегда занимал важное место в системе ценностей человека. Изучение истории театральной жизни отдельного региона позволяет выявить местную специфику на фоне общих тенденций развития. Современная территория Ленинградской области включает в себя части четырех совершенно разных по укладу губерний – собственно Санкт-Петербургскую, Новгородскую, Олонецкую и особенно Выборгскую, где проживали финны-лютеране. К сожалению, пристоличной территории, с одной стороны, не очень повезло. Она питалась «отраженным светом» Санкт-Петербурга. Все самые лучшие театры, лучшие актеры и постановки были там. И в ближайшей провинции не появилось ни одной собственной звезды, не было ни одной прогремевшей премьеры. Постоянно проходил отток творческих сил в столицу.

Театральное искусство на рассматриваемой территории было известно издревле. Еще в Писцовых книгах XVI в. были отмечены скоморохи во многих крупных городах и селениях Пятин Новгородской Республики, они выступали на праздниках и ярмарках.

XVIII в. был отмечен расцветом Гатчинского Дворцового театра, в спектаклях которого участвовали не только лучшие актеры своего времени, но и цвет петербургской знати. При этом драматический театр развивался без отрыва от музыкального. С оперы и балета начинался придворный театр. Почти до середины XIX в. многие труппы были смешанными.

Крепостной театр на нашей территории известен лишь один – что объяснимо, так как свои труппы, в основном, держали в городе. Всеволод Всеволожский перевел уже сформированную труппу с Урала в свое петербургское имение Рябово. В то же время каждому императорскому театру принадлежали деревни с государственными крестьянами, которые служили плотниками, установщиками декораций, а их жены шили костюмы.

В начале XIX в. самое известное культурное гнездо около Петербурга – это усадьба Приютино, принадлежавшая А. Н. Оленину – президенту Академии художеств и директору Публичной библиотеки. Сам хозяин активно участвовал в производстве спектаклей, сюда приезжали для подготовки и репетиций члены его кружка – драматурги, актеры, лучшие люди своего времени. В других усадьбах также проходили домашние спектакли.

Настоящий расцвет театра начался в последней трети XIX в. С развитием сети железных дорог значительно выросло количество дачных мест под Петербургом, здесь стали возникать летние театры, театры Общества благоустройства местности, стало модно иметь здесь дачи – в том числе и среди театральных деятелей, которые также участвовали в дачной жизни. Сюда приезжали на гастроли столичные театры, антрепризные труппы. То же можно сказать и о городах – Луге, Гатчине, Новой Ладоге. Давались представления в помещениях Дворянского собрания, в клубах, манежах, арендуемых помещениях, учебных заведениях, проходили и домашние спектакли. Стали создаваться любительские драматические кружки, давались благотворительные спектакли – в пользу учебных заведений, добровольных пожарных обществ, с началом Первой мировой войны – в помощь увечным и семьям солдат. Местная и столичная пресса оперативно информировала обо всех проявлениях театральной жизни провинции. Репертуар не всегда выдерживал критику, но были и прорывы – например, стремился образовывать Передвижной театр под управлением П. П. Гайдебурова и Н. Скарской. О спектаклях всегда уведомлялась местная полиция, в зале было специальное кресло для ее представителей.

В начале XIX в. стал разрабатываться вопрос о Народном театре, появились народные дома – созданные земствами, обществами трезвости, национальными обществами и самими помещиками (И. Рукавишников создал народный театр в Рождествено, И. Тюменев руководил народной труппой в соседнем с его усадьбой селе Добром). На территории Выборгской губернии существовало огромное количество молодежных обществ и рабочих союзов, в которых недостатка самодеятельных актеров не было.

Также существовали театры и давались спектакли на промышленных предприятиях (организовался досуг рабочих), в солдатских клубах, в лечебных учреждениях (например, в Психиатрической больнице под руководством П. П. Кащенко, Императорской санатории в Халиле и др.).

Настоящий указатель сделан, в основном, на материалах фонда Отдела краеведения Ленинградской областной научной библиотеки.

Материал указателя расположен по историческим периодам и видам театров (в алфавите районов, далее – населенных пунктов), последний раздел «Персоналии» (в алфавите театральных деятелей). Литература внутри разделов располагается в алфавите заглавий книжных и электронные публикаций, затем публикаций из периодических изданий и завершают их библиографические издания.

Для удобства в пользовании материалом пособие снабжено именным, географическим указателями.

Поделитесь с друзьями

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даёте своё согласие на работу с этими файлами.