Театральная жизнь Ленинградской области в 1917–1941 годы

ПРЕДИСЛОВИЕ

События, произошедшие в 1917–1941 гг., навсегда изменили не только нашу страну, но и весь мир. Но самые великие потрясения произошли именно в России и коснулись каждого и, тем более, представителей искусства. Две революции, ломка старых понятий, введение еще более сильной цензуры, а потом и репрессии, затем советско-финская война – своеобразная репетиция будущей, более страшной войны.

Но вместе с тем был и небывалый расцвет театрального искусства, особенно в первое десятилетие, распространение художественной культуры до самой дальней глубинки, самой мелкой деревушки, среди всех народностей, проживающих в нашем крае.

Подробно развитие театральной жизни на территории собственно Ленинградской области, входившей в Советский Союз, будет рассмотрено в первой главе настоящего библиографического указателя.

За указанный период многократно изменялись границы нашего края. В первые годы после революции Карельский перешеек отошел к Финляндии, а принаровские деревни (запад современных Кингисеппского и Сланцевского районов) – к Эстонии. Здесь культурная жизнь развивалась совершенно по особому пути, о чем будет рассказано во второй главе. Различно было отношение деятелей культуры, как и всего населения, к происходящим переменам. Кто-то принял революцию Февральскую, но не принял Октябрьскую. Одни воевали за красных, другие за белых. Многие эмигрировали и некоторые потом вернулись, кто-то добровольно ушел из жизни. Практически каждого в той или иной степени коснулся маховик репрессий. Достаточно назвать имя режиссера, воплощавшего революцию в искусстве, – Всеволода Мейерхольда.

Судьба каждого деятеля культуры, творившего на территории Ленинградской области, будет подробно рассмотрена в третьей главе. Настоящий указатель построен в основном на материалах фонда Отдела краеведения Ленинградской областной научной библиотеки. Так как именно в эти годы театральная самодеятельность активно развивалась на местах, об этом активно писали краеведы прошлого и настоящего.

Больше всего работ посвящено Лужскому району – автор В. Хрисанфов, в Гатчинском хочется отметить издания А. Бурлакова. Вся информация о национальных театрах взята из трудов Т. Смирновой. Детальное исследовании сельской театральной жизни Карельского перешейка, как и прежде, можно найти в серии книг под общей редакцией Е. Балашова – «Карельский перешеек с Земля неизведанная». Подробные сведения о развитии такого же явления в Эстонии содержатся в воспоминаниях лица, непосредственно принимавшего участие в организации культурной жизни в русских деревнях, – театрального инструктора С. Рацевича. Все спектакли в Нарве и принаровских деревнях, о которых было упомянуто в эстонской прессе, собраны в издании «Хроника русской культурной и общественной жизни в Эстонии».

Тема пособия потребовала привлечения литературы и по истории театрального искусства, широко были использованы мемуары театральных деятелей, статьи о театре в первые годы революции из журнала «Бирюч Петроградских Государственных театров», выложенные на сайте Санкт-Петербургской театральной библиотеки.

Помощь оказали и путеводители архивов – Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Ленинградского областного государственного архива в г. Выборге. Среди новых источников – государственный каталог музейного фонда Российской Федерации, содержащий афиши многих театров Ленинградской области.

Большую трудность, как и в предыдущем указателе, представил тот факт, что в литературе зачастую впрямую не говорится о проведении театральных представлений, особенно в этот период, когда активно развивалась художественная самодеятельность, иногда совершенно неясно из чего конкретно состоял упоминаемый вечер, праздник. Сами границы понятия «театр» были размыты. Например, движение «синеблузников», «живая газета», – непонятно к какому жанру могли быть отнесены. Зачастую выступления были смешанными, содержали в себе и сценки, и пение, и танцы.

Материал указателя расположен внутри первых двух разделов после общих работ в алфавите районов, далее – населенных пунктов, последний раздел «Персоналии» в алфавите театральных деятелей. Литература внутри разделов располагается в алфавите заглавий книжных и электронных публикаций, затем публикаций из периодических изданий и завершают их библиографические издания.

Для удобства в пользовании материалом пособие снабжено именным, географическим указателями и указателями пьес.

Поделитесь с друзьями

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даёте своё согласие на работу с этими файлами.